В преддверии Пасхальной недели в нашей школе открылась выставка

имеет целью познакомить учащихся школы с традиционным для древней Руси ремеслом.

Меднолитая пластика - кресты, иконы и складни - это крупное национальное явление русской художественной культуры.


В Древней Руси обязательной принадлежностью каждого христианина являлся крест, он сопровождал его с рождения до самой смерти, поэтому кресты представляют собой самый массовый и одновременно самый древний тип изделий меднолитой продукции. Крестом крестили, благословляли, напутствовали, с его помощью исцеляли, с крестом и нательными образками хоронили. Наиболее почитаемые кресты и иконки, часто с вложенными в них мощами и святынями, передавались в роду по наследству и являлись семейными реликвиями.


Предметы медного художественного литья делятся на несколько типов: нательные кресты; иконки-привески различных форм; наперсные кресты-энколпионы; змеевики: иконы-энколпии; иконы двусторонние и односторонние с ушком для подвешивания; панагии; складни; наугольники и средники Евангелий; богослужебные предметы (кадила, кации и др.).

На Руси использовались в основном три способа литья: в жестких каменных формах; в пластичных формах (глина, песок, формовочная земля); по восковой модели с сохранением либо с утратой формы.


Первоначально такого рода произведения христианского искусства ввозились из Византии. Греческие образцы копировали, а в дальнейшем и перерабатывали в зависимости от вкусов и потребностей местного населения. Основным центром производства медного литья в конце XI - начале XIII века являлся Киев, в XIV-XV веках его место занимает Новгород Великий.

В начале XVIII века вновь наступает расцвет меднолитейного дела, связанный со старообрядческими мастерскими в Поморье. Так, в литейной мастерской Выговского старообрядческого общежительства были выработаны совершенно новые типы продукции, широко распространенные вплоть до начала XX века. Изделия выговской мастерской отличались легкостью и тонкостью, чистотой литья, передающего мельчайшие детали вплоть до завитков волос. Но главным отличием отливок были огневое золочение и яркие стекловидные эмали, украшающие многочисленные кресты, складни и образки.


Новые иконографические композиции и формы складней, образков и крестов, качество литья и цветовая палитра эмалей - отличительные признаки произведений выговского литья - получили развитие в изделиях московских мастерских XVIII-XIX веков.


В годы советской власти производство меднолитой пластики прекратилось, создавались лишь кустарные и малотиражированные изделия. Но в наше время благодаря продолжателям традиций русского медного литья, это искусство стало возрождаться. Современные мастера постарались воссоздать всё многообразие и былое великолепие медной пластики, придумывая новые изводы, а также дублируя старые, которые были созданы ранее и бытовали у наших предков. Поэзия искусства и металла получила новую жизнь!

Made on
Tilda